Экспертная оценка: тяжелые формы ТО A320 Family
Про уровень компетенции, особенности и накопленный опыт в техническом обслуживании A320 Family
Самолеты семейства Airbus A320 в российской гражданской авиации эксплуатируются более 16 лет.
В октябре 2003 г. первые самолеты семейства А320 получил «Аэрофлот». Этими самолетами стали: A319 регистрационный номер VP-BWA (в настоящее время эксплуатируется в авиакомпании «Аврора») и A320 регистрационный номер VP-BDK; (выведен из парка авиакомпании «Аэрофлот» в ноябре 2019 г.).
Первым эксплуатантом самолетов A321 так же стал «Аэрофлот». В ноябре 2004 г. был принят первый самолет этой модели, им стало ВС с регистрационным номером VP-BWN, которое эксплуатировалось в крупнейшей российской авиакомпании до лета 2017 г.
В июле 2017 г. гражданская авиация России получила первый самолет нового поколения Airbus A320neo, который поступил в парк S7 Airlines. А в июне 2018 г. крупнейший частный авиаперевозчик страны первым в России принял A321neo ― наиболее вместительный самолет ремоторизованного семейства A320neo.
По данным Росавиации, за 11 месяцев 2019 г. на долю пяти лидирующих авиакомпаний страны пришлось 64% авиапассажиров. Среди этих перевозчиков самолеты Airbus не использует только лоукостер «Победа». Он развивается за счет узкофюзеляжных самолетов Boeing.
По своей значимости для воздушного транспорта России ВС семейства A320ceo/neo находится вне конкуренции. В 2018 г., по данным издания «Ежегодник АТО» узкофюзеляжные самолеты Airbus российских авиакомпаний перевезли 50,7 млн. пасс., 43,6% пассажиров гражданской авиации России. Для сравнения: узкофюзеляжные самолеты Boeing перевезли 28,6% пассажиров.
Увеличение количества узкофюзеляжных самолетов производства Airbus в парках российских авиакомпаний отразилось и на развитии российского сектора услуг техобслуживания авиатехники.
О работе с самолетами семейств Airbus A320ceo/neo «Авиатранспортное обозрение» (ATO.ru) рассказывает на примере компании S7 Technics, так как его специалисты выполняли ТО для большинства российских операторов этого типа. Также этот провайдер взаимодействует с иностранными эксплуатантами этого типа. Например, с ведущей казахстанской авиакомпанией Air Astana и ее подразделением FlyArystan.
Возможности
S7 Technics обслуживает самолеты семейства A320 на всех трех производственных базах (аэропорты Домодедово, Толмачево и Минеральные Воды) и двух линейных станциях (Иркутск и Владивосток).
К ТО самолетов семейства A320ceo/neo, оснащенных двигателями CFM56, V2500 и PW1100G допущены 400 специалистов (категории A1, B1.1, B2 и С) провайдера.
«Если вести речь именно о периодическом техобслуживании, то к работе с этим типом ВС мы приступили в июне 2006 г. с приходом в S7 Airlines самолетов A319. Напомню, в том году авиакомпания получила сразу восемь машин этого типа», − рассказывает Владимир Ерашов, начальник производства S7 Technics.
Собеседник объяснил, что работа с самолетами семейства Airbus A320ceo гарантирует наличие устойчивого спроса на услуги провайдера. Ведь наряду с Boeing 737NG, A320 − самый распространенный тип ВС в мире (более 8 тыс. машин), и самый массовый самолет в авиакомпаниях России ― около 300 штук.
Значимость A320 для S7 Technics подтверждается цифрами. В 2019 г. специалисты провайдера выполнили на ВС семейства A320 54 тяжелые формы ТО, 9 передаточных форм (redelivery check), 335 A-check. По каждому из видов работ наблюдается рост.
А покрасочная команда S7 Technics в Минеральных Водах в уходящем году окрасила 14 самолетов семейства A320. В итоге наибольшая доля выработки S7 Technics приходится именно на узкофюзеляжные самолеты производства Airbus.
«Уровень компетенций по самолетам Airbus A320 в S7 Techniсs на уровне лучших мировых MRO-организаций. На регламентное ТО мы сертифицированы без ограничений, то есть можем выполнять абсолютно все работы, заложенные в программе ТО ВС данного типа. Текущий уровень компетенций позволяет нам практически все, вплоть до проведения работ по утилизации A320», − заявляет Владимир Ерашов.
Российские особенности
Для климата на всей территории России характерно отчетливое разделение года на холодный и теплый сезоны, большие перепады температур. А аэропортовая сеть страны продолжает модернизироваться. Возникает вопрос, как эти факторы влияют на эксплуатацию в нашей стране европейских A320.
Владимир Ерашов какой-либо специфики в обслуживании самолетов семейства A320, по сравнению с ТО других ВС, не видит: «Все современные самолеты имеют развитые системы самотестирования. Поэтому какие-либо специфические нюансы, присущие первым поколения ВС различных производителей, с распространением глобализации, кооперации как при производстве ВС, так и при его оснащении оборудованием (электронные блоки одних и тех же производителей устанавливаются и на Airbus, Boeing, Embraer, Superjet 100) нивелируются. Поэтому программы ТО все более начинают походить друг на друга».
Вместе с тем собеседник отметил, что климатические условия России как страны с длительными периодами эксплуатации ВС в условиях отрицательных температур наружного воздуха требуют крайне педантичного отношения к разделу Cold Weather Maintenance (Обслуживание в холодную погоду).
«Также специфичными для нашей страны являются вопросы, связанные с длительной (иногда до нескольких суток) таможенной очисткой авиационно-технического имущества», − считает Владимир Ерашов.
За полтора десятка лет практики работ S7 Technics с самолетами Airbus A320 начальнику производства провайдера в первую очередь вспоминается проблема со сколами хромированного покрытия стоек шасси.
«Для исследования привлекался производитель, выполнялись тестовые замеры количества тепла, принятого стойкой в процессе пробега и руления, показавшие существенное превышение над среднеевропейскими показателями, − комментирует Владимир Ерашов. − При этом ВС типа В737 подобной проблемой затронуты практически не были по причине гораздо более прочного хромированного слоя. Проблема была решена путем доработки узла смазки данной зоны и заменой нижнего подшипника на усиленный тефлоновый».
Обслужить neo
Первые тяжелые формы ТО на самолетах A320neo специалисты S7 Technics выполнили в начале 2019 г. Компания стала первым провайдером ТОиР, выполнившим С-сheck на самолетах этого типа на территории России и ближнего зарубежья.
Первые работы проводились на производственной площадке S7 Technics в московском аэропорту Домодедово. Тогда были обслужены два A320neo S7 Airlines, оснащенные двигателями Pratt & Whitney PW1127.
«Двигатель PW1100, по сравнению с CFM56-5B, относится к моторам следующего поколения. Поэтому тестовое оборудование превосходит по возможностям предыдущее поколение на порядок. Впрочем, двигатель находится в периоде подконтрольной эксплуатации, поэтому существенный объем выполняемых работ требует согласования с представителем производителя», − отметил Владимир Ерашов.
A320 и B-737NG: разница в ТО
Самолеты семейства A320 и Boeing 737NG – прямые конкуренты. А каковы различия в ТО этих двух типов ВС?
Владимир Ерашов пояснил, что как раз с появлением B-737NG различия стерлись: «Предшественник ― B-737CL был представителем старой школы, и четко прослеживалась разница в подходах Airbus ― изначально коммерческого гражданского концерна и Boeing ― корпорации, изначально ориентированной на военную продукцию. Но глобализация, конкуренция и кооперация привели всех к одному знаменателю».
Источник: ATO.RU
Авторы фото: Maxo.Davion, Сергей Малых, Сергей Лебедев
Новости компании
Компания S7 Technics получила сертификат одобрения производственной организации от Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации).
10 и 11 марта MRO Russia & CIS 2022 соберет технических руководителей авиакомпаний, экспертов предприятий ТОиР, представителей поставщиков отрасли, государственных регуляторов и институтов в Центре международной торговли в Москве.
Ведущий российский провайдер услуг по техобслуживанию и ремонту авиатехники S7 Technics поздравляет с Днем студента всех учащихся технических колледжей и вузов и объявляет о наборе молодых специалистов.
2021 год стал для S7 Technics, ведущего провайдера услуг по техобслуживанию воздушных судов в России, годом освоения новых типов работ и дальнейшего расширения услуг. Постепенное увеличение налета парка российских авиакомпаний означает увеличение объемов работ по техобслуживанию